Тема : Родственные
слова.Корень и однокоренные слова
Цель: повторить состав слова, углубить знания о корне как
главной значимой части слова, уметь различать в однокоренных словах
чередующиеся согласные, уметь находить
корень слова как общую часть родственных (однокоренных) слов
Планируемые
результаты : 1 смогут различать корень в родственных словах
2.смогут образовывать и группировать однокоренные
слова.
3.смогут используя родственные слова составить текст.
Наглядность
: картинки, интерактивная доска , слайды, стикеры, Дерево
«Успеха»
Ход урока.
1.Организационный момент. Психологический настрой.
С улыбкой встретим мы гостей
И скажем хором - Добрый день
!
Друг другу улыбнемся
И делом все займемся
Деление на группы «Желтые
Листочки» « Зеленые листочки »
2. Минутка чистописания. Да до ди дя де ду
Дар дом диван
дядя дед дуб
4.Словарная работа : м...дведь, за...ц, к...рова, с...рока, б...реза, т...поль, с...ловей,
....сина ( 1 слайд)
-Как можно назвать эти слова ?
Взаимопроверка (парная работа)
3. Актуализация знаний.
Проверка д/ работы
1. Повторение правил о частях слова.
(2 слайд)
-Какая часть слова называется корнем?
- Какая часть слова
называется суффиксом?
-Какая часть слова
называется приставкой?
-Что общего между
суффиксом и приставкой? Чем различаются?
-Какая часть слова
называется окончанием?Составьте слова
4.Учебно-познавательная деятельность.
1.Звуковая разминка
упр.136 (3 слайд)
Рада солнцу небушко,
Полюшко-подсолнышко.
Рада скатерть хлебушку:
Он на ней , как солнышко.
-Выписать слова
имеющие общую часть. Как она называется ?
2.Работа в паре стр
65 .Чтение учебного диалога
Введение новой
информации :- Что такое родственные слова ? Что такое однокоренные слова ? Чем
они отличаются ?
Какие слова называются родственными?
Как называется данная группа
слов? (Лень, ленивый, лентяй,
Добрый, добро,доброта)
В грамматике: основная часть слова
без приставки и суффикса.
3.Работа
над текстом. (4 слайд) Групповая работа
Осень одарила деревья золотой листвой. Начинается листопад. Медленно падают
листья на землю. На ветвях не видно ни одного листочка.
-Что вы прочитали? (текст)
-Почему так решили? (общая тема)
-Встречаются ли в данном тексте родственные
слова? Назовите. (листва, листопад, листья, листочка)
-Почему их можно назвать родственными?
2. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
3. Какие слова в русском языке будут являться родственными?
Вывод-Слова , которые имеют общую часть и близкие по
значению
Работа над схемой. (5 слайд)
Родственные слова
Общая
часть Близкие по смыслу
4.Работа по
учебнику. Групповая работа
1 группа выполяют упр.139
- Найти общую часть в родственных словах.
2 группа выполняют упр 140
-Как доказать, что они родственные
?
2.Выполнение задания на листочке .Подбор родственных
слов (6 слайд)
1 группа
2 группа
Гора –
полет -
Медь – дорога-
Лес -
бег -
Цвет-
свет -
Выполнение упр 141
Выполнить задание .Обозначить корень этих слов.
-Докажите, что общая часть родственных слов имеет одно
и тоже значение
Логическая игра (7
слайд) «Найди лишнее слово»
) Крупа, крупинки, крупный, крупяной
2) Слеза,
слезинка, слезать ,слезиться
3)
Медь,медный медовый, медяк
4) Горе,
гора, горный, горняк
5)
Скрипеть, скрип, скрепить
6) Обижать,
обида, обежать
- Почему не всегда однокоренные слова можно
назвать родственными ?
5. Итог урока. Рефлексия
-Какие
слова называются родственными?
- Какие слова называются однокоренными ?
-Как
найти корень ?
-
Почему слова с одним корнем не всегда родственные ?
Оценивание работы группы и себя «Дерево успеха»
6 . Домашнее задание.стр 67 упр 143