"Ақмола облысы білім басқармасының  Целиноград ауданы  бойынша білім бөлімі Тасты ауылының  жалпы орта білім беретін  мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение  "Общеобразовательная школа села Тасты отдела образования по Целиноградскому  району управления образования  Акмолинской области"

БІЗ ӘЛЕУМЕТТІК ЖЕЛІДЕМІЗ

  - Facebook

- Instagram 

КҮНТІЗБЕ


«    Мамыр 2024    »    
ДсCcБрСрЖмСбЖк
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

МЕКЕН-ЖАЙ

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Праздник фразеологизмов,пословиц,поговорок и крылатых слов.

19.03.2018

Праздник  фразеологизмов,пословиц,поговорок и крылатых слов.

Цель: Обогатить речь учащихся пословицами ,поговорками о знании

и невежестве       

            о хлебе,дружбе, о чертах

характера человека;

           запомнить идиомы, в

составе которых есть  слова рука,нога,

нос, ухо,голова, язык.

Оборудование:рисованные 

плакаты, рисунки, карточки 

для  игры «Найди пару»,  предметы        

            для  «Поле чудес»

Ведущий: Ребята! Напоминаю вам, что фразеологизмы- это

устойчивые  сочетания 

                   Слов, синтаксически неделимая единица

языка.

                   Фразеологизмы

украшают нашу  речь, помогаю т более

образно и эмоционально

                    выразить мысль.

Митяй:Ну что ты наделал? Все пословицы перепутал. Как я теперь

их сложу?

Миняй:А ребята на что? Они сейчас все их соберут.Ведь

правда,ребята?

Скоморохи раздают ребятам,  желающим

принять участие в игре «Найди пару»,по половине 

пословицы. На 14 карточках написано:

 

1.Не спеши языком-

2.Сам пропадай,

3.Скем поведешься,

4.Труд  человека кормит,

5.Глаза страшатся,

6. Хочешь много знать-

7. Ученье –свет,

8.По одежке встречают,

9. Грамоте учиться-

10. Не сиди сложа руки-

11.Птица красна пением,

12. Семь раз отмерь-

13.Лодырь да бездельник –

14. Любишь кататься-

 

Вторая половина пословиц –на следующих 14 карточках:

1.      

торопись

делом  

2.      

а

товарища выручай

3.      

от

того и наберешься

4.      

а

лень портит

5.      

а

руки делают

6.      

надо

мало спать

7.      

а

неученье-тьма

8.      

а

по уму проважают

9.      

всегда

пригодится

10.  

так

и не будет скуки

11.  

а

человек умением

12.  

один

раз отрежь

13.  

им

праздник и в понедельник

14.  

люби

и саночки возить

 

Ребята ищут половину своей пословицы и, взяв за руку

пару,подходят к скоморохам. Те,в обмен на пословицу , дают паре призовые фишки

(для каждого конкурса используются фишки разных цветов).

 

Аукцион.

Скоморохи  «продают» поочередно  слова  ум,вода, голова,  один;  другой –дело, глаз, рука, как. Побеждает

«покупатель», который  последним  произносит фразеологизмы с названным словом.

 

Ум:браться за ум ,без ума от чего-либо,в своем уме, задним

умом крепок ,себе на уме, не выходит из ума, сойти с ума, раскидывать умом ,ума

не приложу,ум за разум заходит.

 

Вода:как в воду опущенный, водой не разольешь,как с гуся

вода,как рыба в воде, вывести  на чистую

воду, лить воду на чью-то мельницу, толочь воду в стуле, много воды утекло, как

две капли воды.

 

Голова:вбить в голову,взять в голову, намылить голову, без царя

в голове, терять голову, с больной головы на здоровую, с головы до ног,

выкинуть из головы, вскружить голову.

 

Один:один на один,

семеро одного не ждут, на один зуб, мерить на один аршин, одним духом, одним

словом, на одно лицо, жить одним днем, одним росчерком пера, все до одного.

 

Дело:гиблое дело, дело в шляпе, дело-строна, десятое дело, дело

идет, заплечных дел мастер, за чем дело стало, видимое дело, суд да дело.

 

Глаз:

говорить в глаза, хоть глаз

выколи,говорить за глаза не видеть, произошло на глазах,  отводить глаза, смотреть во все глаза, куда

глаза глядят, на глазок, с глазу на глаз.

 

Рука: рука об руку,из первых рук, рука руку моет,

разводить  руками, рука набита, рука не

поднимается,рука не дрогнет, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать.

 

Как:

как с гуся вода, как белка в

колесе, как в воду смотреть, как об стенку горох, как пить дать, как камень в

воду, как ветром сдуло, как снег на голову , как из- под земли вырос.

Победителей аукциона, т.е тех, кто последними назвали

фразеологизмы с данными словами, награждают фишками.

 

Миняй:  Митяй! А ты говорил, что эти

школяры  мало что ведают!

А,нет!Смотри,сколько фишек я раздал!

 

Митяй:

И правда, Миняй! А вот

погладим,сильны ли они в викторинах.

А ну,школяры, видите эти свитки на стене? Здесь  задания для вас. Берите бумагу, пишите, да не

забудьте фамилию написать.

 

Викторина

№1

На плакате –надпись: «Какие шесть идиом не могут без меня

существовать? »- и нарисованы  палец,

ноги, язык, нос.

 

Ребята назовите 

следующие идиомы:

Попасть пальцем в небо, палец о палец не ударить,пальцем

не тронут;

знать

, как свои пять пальцев; по пальцам 

можно перечесть; взять ноги в руки; на широкую ногу, ни в зуб ногой,

одна здесь –другая  там, уносить ноги,

падать с ног; язык до Киева доведет, держать язык за зубами, молоть  языком; повесить нос, клевать носом, забирать

нос, зарубить на носу.

Викторина

№2

 «Найди пару». Из

данных идиом составьте антонимичные пары:

1.      

хоть

иголки собирай (ни зги не видно)

2.      

заваривать

кашу (расхлебывать кашу)

3.      

по

чайной ложке  (одним духом)

4.      

коломенская  верста ( от горшка два вершка)

5.      

чуть

свет  (на ночь глядя)

6.      

повесить

нос (воспрянуть духом)

7.      

жить

душа в душу (как кошка с собакой )

8.      

сидеть

сложа руки (не покладая рук)

 

Викторина №3

 На плакате –надпись: «Запишите по одной идиоме, связанной с этим

представителем  животного мира»- и  нарисованы комар, мышь,свинья, курица, кот, рак,

бык.

 

Музыкальная  пауза

«Поле

чудес»

 

Ведущий: на игровом поле лежат разные предметы (камень, горошек,

шляпа) Крутится  вертушка. Играющий

должен назвать  фразеологизм,содержающий

название предмета, на которой указывает стрелка 

вертушки.

 

Камень – держать камень за пазухой.

Горох-как об стенку горох.

Шляпа-дело в шляпе.

 

«Суперигра». Истинных знатоков фразеологизмов, получивших три-четыре

фишки приглашают принять участие в суперигре. Участникам предлагаются  четыре картины.

 

 

На первой картине изображен  веселый

чертик и подпись: у черта на куличках.

На второй –древнегреческий воин с сияющей пяткой и подпись: ахиллесова

пята.

На третьей-буква «ять» и подпись: знать на ять.

 На четвертой –несколько несекомых и

подпись: показать  кузькину мать.

 

Участники  супер игры должны

объяснить  значение и происхождение

выражений.

У черта на куличках- очень далеко. Первоначальное значение выражения «где-то

далеко  в лесу». Кулички, кулича

–расчищенная лесная поляна.

 

Ахиллесова пятна- уязвимое место. Мать Ахилла богиня Фетида держала сына

за пятку, окуная в воду волшебной реки,чтобы сделать его неуязвимым. Лишь  пятка Ахилла не коснулась  воды. А убит 

он был стрелой  в пятку.

 

Знать на ять.-знать очень хорошо. «Ять», буква в дороволюционном

русском алфавите, произносящаяся, как «е». Тот,кто писал правильно  слова с «ять», считался грамотным человеком.

Кузькина мать ( показать  кузькину мать)- жестоко наказать. Кузька- 

небольшой хлебный жучок, безобидный на вид,  но очень прожорливый. Считался бичом

крестьян: налетал на хлебные  злаки и

высасывал  молодые  зерна.

 

Праздник завершен. Победители награждаются  медалями.

 

 

 

Просмотров: 383

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст